Полный разбаланс: как льготные поставки газа поставили под угрозу реформу рынка газа

13.07.2018 1:03

Полный разбаланс: как льготные поставки газа поставили под угрозу реформу рынка газа

10 июля Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), разрешила своим тсотрудникам провести внеплановую проверку АО "Укртрансгаз", оператора газотранспортной системы (ГТС) Украины. Проверка определит готовность оператора ГТС к запуску суточной балансировки природного газа и — возможно — разрешит вялотекущий конфликт на газовом рынке между НКРЭКУ и НАК "Нафтогаз Украины".

О суточной балансировке lubyanka007.ru писало весной: если кратко — с этим механизмом торговля газом должна стать гибче, нагрузка на участников рынка — меньше, а украинский рынок — приблизиться к европейским хабам.

Что снова пошло не так на нашем пути в Европу?

Апрельские иды

Собственно, запуска суточной балансировки с августа ждали только отчаянные оптимисты. Весной lubyanka007.ru интересовалось как идет тестирование электронной платформы "Укртрансгаза": оказалось, участники не спешат, а оператор и не настаивает.

В апреле грянул гром: из "Укртрансгаза" уволили врио президента Мирослава Химко, а НАК (100% акционер компании) заявил, что у платформы проблемы, и заказал аудиторам E&Y аудит системы.

Теперь официальный сайт "Укртрансгаза" напоминает филиал СБУ и сообщает, что аудит "позволил разоблачить… масштабную махинацию, основной целью которой было создание имитации реформирования рынка и перехода к суточной балансировке, а по факту — легализации существующей схемы присвоения ценного актива — технологического природного газа АО "Укртрансгаза".

"Имитация реформы" — это создание электронной платформы для балансировки. В 2017 году тендер на ее создание выиграла венгерская IP Systems, которая вместе с "Укртрансгазом" в 2017 — начале 2018 бодро отчитывалась, что построение системы идет успешно. На внедрение потратили 90 млн грн.

Теперь в УТГ говорят, что система не доделана, акты приема-передачи подписаны на невыполненные работы, да и вообще — система создавалась для работы по кодексу ГТС 2015 года, а теперь будет действовать версия 2017 года.

С 1 августа контракт УТГ с IP Systems заканчивается, и в компании заявили, что уже изучают опыт внедрения платформ Enagas (Испания), Ontras (Германия), NET4GAS (Чехия), Gaz System (Польша), готовят новый тендер на закупку услуг по внедрению информационной платформы и пытаются оптимизировать существующие системы.

НКРЭКУ в положение УТГ входить не спешит и отправляется на внеплановую проверку, ведь на проблемы с внедрением суточной балансировки со стороны оператора ГТС уже пожаловались "Ривнегаз", "Винницагаз", "Сумыгазсбыт" и "Украинская энергетическая биржа".

Мечта о дешевом рынке и проза жизни в Украине

Комиссия одобрила переход к балансировке в соответствующем Кодексе ГТС в 2015 году, но в декабре прошлого года внесла несколько существенных правок, которые вступят в силу с 1 августа 2018 года.

Например, для поставщиков природного газа серьезно уменьшится размер финансового обеспечения. Если по нынешнему варианту поставщики должны предоставить оператору финобеспечение на 20% месячного объема, то по новым правилам обязательства будут рассчитываться из суточных потребностей.

Это должно немного снизить расходы поставщиков газа: вместо того, чтобы замораживать 20% своего месячного оборота, компания предоставит обязательства всего на двое газовых суток.

Чтобы стимулировать поставщиков исполнять свои обязательства, финобеспечение может включать не только стоимость предыдущих и текущих суток, но и небалансы за предыдущий месяц.

Простота и вызвала критику главного игрока газового рынка — НАК "Нафтогаз Украины". В НАКе считают, что такое финобязательство, наоборот, будет стимулировать безответственность поставщиков и облгазов. В компании ожидают появление на рынке компаний-однодневок, которые будут пользоваться таким "льготным" периодом и просто исчезать.

"Введенные НКРЭКУ нормы касаются исключительно сумм накопленной задолженности, но не рисков будущей задолженности заказчиков услуги транспортировки", — сетуют в НАК.

"Маме" вторит и дочерний "Укртрансгаз", который хочет самостоятельно определять размер финобеспечения. Новые нормы "делают невозможным определение размера необходимого финансового обеспечения для покрытия убытков, которые могут быть оказаны оператору ГТС", уверяют в "Укртрансгазе".

Глава нефтегазового департамента НКРЭКУ Татьяна Рябуха иронизирует, что хотела бы посмотреть, как участники рынка отреагируют на предложение позволить "Укртрансгазу" самостоятельно определять размер финобеспечения. И как быстро появятся "любимчики" в этом вопросе.

Тем не менее вопрос финобеспечения и НАК, и "Укртрансгаз" называют едва ли не первым среди проблем внедрения суточной балансировки.

Большие непризнанные долги

Суточная балансировка еще не заработала, а проблемы с небалансами в стране уже стоят в полный рост. Ежемесячно "Укртрансгаз" выставляет счета за небаланс — разницу между заявкой и отбором природного газа из системы. Причем не поставщику газа, который своевременно не закрыл потребности своего клиента, а региональному транспортеру — облгазу. Суммарный долг по Украине достиг 25,5 млрд грн.

Откуда взялась столь огромная сумма? Это газ, который из системы отбирают теплокоммунэнерго (ТКЭ) без разрешения своего поставщика — "Нафтогаза". НАК требует от ТКЭ оплачивать не менее 90% поставленного газа, но теплокоммунэнерго слишком зависимы от субсидий и расчетов потребителей, поэтому график выдерживают с трудом.

Но в стране, где закон запрещает останавливать теплоснабжение населения, такие шаги чреваты визитами прокуратуры и депутатов всех уровней и в котельную, и в местный облгаз.

Чтобы решить ситуацию, НАК выиграл суд (правда у своей "дочки" — "Укртрансгаза") и доказал, что платить за отобранный газ должен не он, а оператор распределительных сетей (облгаз). Теперь "Укртрансгаз" требует с облгазов стоимость потребленного газа, умноженную на коэффициент 1,2 — как за небаланс.

Облгазы с такой трактовкой законодательства не согласны и, похоже, регулятор тоже.

НКРЭКУ в новой версии кодекса прописала, что поставщик со специальными обязательствами (с такой формулировкой правительство возложило на НАК обязательства продавать по льготным ценам газ населению, ТКЭ на нужды населения и религиозным организациям) должен поставлять газ ТКЭ в любом случае. И если сейчас "Нафтогаз" может сказать, что не заявлял поставку газа какому-либо ТКЭ, с 1 августа ему ничего говорить не надо — ТКЭ автоматически попадает в реестр потребителей НАКа.

Возмущение НАКа передать сложно: компания с боем начинает каждый отопительный сезон, требуя от ТКЭ выполнять график оплаты, а в особо запущенных случаях подписывает 5-летние графики реструктуризации задолженности под гарантии местных властей. Теперь все это не важно — теплокоммунэнерго снова приоритетный потребитель, ограничить которого без вреда для "Нафтогаза" и "Укртрансгаза" не удастся. И де-факто поставщик может быть пока только одним за некий конкретный период, а поскольку расчетов с НАК пока не произошло, то изменить поставщика нереально.

Где выход?

Татьяна Рябуха уверена, что у комиссии возможности отсрочить запуск балансировки нет — чтобы подготовить соответствующее решение, нужно принять проект, дать рынку месяц на его обсуждение и только затем вынести на рассмотрение членов НКРЭКУ.

Но у "Нафтогаза" и "Укртрансгаза" свои подходы: компании сообщили, что комиссия месяцами не прислушивалась ни к их критике обновленного кодекса ГТС, ни к критике Секретариата Энергосообщества. Представители НКРЭКУ как действующие, так и бывшие, заверяют, что к кодексу претензий нет.

Экс-глава комиссии Дмитрий Вовк сообщил, что Секретариат Энергосообщества действительно направлял свои правки к тексту и просил предоставить полный текст с их учетом на английском языке. "Комиссия после утверждения (поправок к кодексу ГТС — ред.) 30 января (2018 года — ред.) предоставила полную английскую версию. С тех пор письменных замечаний от секретариата не получали", — заверил Вовк.

Тем не менее УТГ обратился в Секретариат с просьбой урегулировать свой спор с регулятором. Как отмечают в "Нафтогазе", запуск суточной балансировки до этого момента несет существенные риски и убытки всем участникам рынка, а также угрожает работе ГТС.

Буквально на днях свое отношение к вопросу внедрения суточного балансирования Мировой Банк и Секретариат Энергосообщества высказали в совместном письме к правительству Владимира Гройсмана от 19 июня (копия есть в распоряжении редакции). "Следует ускорить внедрение суточного балансирования с целью достижения большего уровня прозрачности для потребителей и участников рынка природного газа в Украине", — отмечается в нем.

В то же время кто прав и когда ждать разблокировки балансировки — узнаем совсем скоро. Ведь представитель Энергосообщества встречается с участниками конфликта на этой неделе.

А вот решить проблему с поставками льготным категориям мог бы Кабмин. Генеральный директор ООО "Нефтегазстройинформатика" Леонид Униговский отмечает, что правительство должно определить источники компенсации для поставщиков с ПСО. "Пока этого не сделано, этот конфликт будет продолжаться", — считает эксперт.

Источник

Читайте также