Парадоксы экономики: факты и открытия, о которых интересно узнать

29.05.2019 18:26

Парадоксы экономики: факты и открытия, о которых интересно узнать

Парадоксы экономики: факты и открытия, о которых интересно узнатьПарадоксы экономики: факты и открытия, о которых интересно узнатьПарадоксы экономики: факты и открытия, о которых интересно узнатьПарадоксы экономики: факты и открытия, о которых интересно узнать

Парадокс бережливости

Этот парадокс заключается в том, что чем больше средств мы откладываем на "черный день", тем скорее он наступает. Но это совсем не означает, что нужно скорее тратить все свои сбережения. Парадокс заключается в том, что чем больше мы себя сдерживаем в кризисной ситуации от инвестирования, тем хуже проходит этот кризис, тем более если он затяжной.

С точки зрения политэкономии и маркетинга, существует множество факторов, которые способствуют скорейшему завершению кризиса, а в Китае есть поговорка: кризис — это убытки одних, и возможности других. То есть, потери часто могут оказаться возможностями. Смотрите на это с точки зрения личностного развития — всегда нужно пробовать и действовать, бояться нельзя ни в коем случае.

Парадокс ценности

Почему, несмотря на то, что вода полезнее — алмазы дороже воды? Автором парадокса, который образовался в эпоху формирования денег, как эквивалента оценки труда, является Адам Смит. Он объясняет свой парадокс следующим образом: алмазов количественно меньше, а воды больше. Если переложить эту парадигму на потребление: воду, в отличие от алмазов, мы потребляем каждый день. На этот продукт существует большой спрос, воды требуется всё больше и больше, соответственно, её стоимость снижена, несмотря на полезные качества.

Парадоксально и то, что в пустыне первый стакан воды, возможно, будет равен стоимости алмаза. Но как только у вас снова появится свободный доступ к воде — вы начнете мыть пол и забудете о том, что за стакан вынуждены были отдать алмаз.

Стоимость — это не всегда фактическая ценность продукта, это ещё общественное мнение; дополнительные инвестиции; обстоятельства, которые складываются на сегодня, а также технологии, которые применяются с точки зрения производства того или иного продукта.

Например, не всегда увеличение цены на товар приводит к снижению спроса на него. К продуктам, спрос на которые не снижается, относятся товары Гриффена — категория, которая составляет основу нашей потребительской корзины. И, в зависимости от уровня дохода человека, она занимает отдельное место в бюджете. Если при прочих равных доход не меняется, а цена на эти продукты возрастает, то люди будут покупать меньше бесполезных вещей, и больше товаров, которые, в их понимании, позволят им прожить. Например, в период кризиса в Китае в цене растут рис и макароны. У нас — гречка, спички и соль.

Парадокс потребителя

Факторы потребления, которые тоже являются своего рода парадоксом экономики:

1. Эффект присоединения к большинству — эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же товар, который покупают другие;

2. Эффект сноба — эффект, при котором отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Например, компании Samsung и Apple. В данном случае, целая маркетинговая стратегия Apple построена на базовом принципе поведения потребителя.

3. Эффект Вэблена в теории покупательского спроса Лейбенстайн Х. – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Вэблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект Вэблена подчиняется цене, тогда как эффект сноба зависит прежде всего от размеров потребления остальных. Многие подвержены эффекту Вэблена. Лучшей иллюстрацией данного эффекта послужит популярность телефона Vertu среди потребителей, которая наблюдалась несколько лет назад.

Когда мы говорим об экономике, мы всегда говорим о людях: об их силе и слабостях, о маркетинге, который имеет огромное влияние на общество. На выбор потребителя огромное воздействие имеет высокая скорость изменений в мире и связанная с ними эволюция.

Парадоксы и теории эволюции

Согласно теории Эверетта Роджерса, который является автором термина "отстающие последователи", инновация хороша, но она погибает, если у неё нет приверженцев. Если никто не последует за вашей идеей — она погибнет и перестанет быть бизнес-опцией. Скорость изменений в мире настолько высока, что, если кто-то создал идею, побеждает тот, кто успел первым её реализовать. Единственный выход — необходимо научиться принятию решений в условиях одновременного изменения множества факторов.

К примеру, не только развитие научно-технического прогресса повлияло на гибель потенциала компании Kodak, но в первую очередь отсутствие ясности с точки зрения значимости события: компания не смогла верно оценить, какие последствия принесет цифровая трансформация. Являясь владельцем технологии цифровой фотографии, компания не смогла понять, каким образом нужно изменить свою стратегию и производство, чтобы остаться на гребне волны.

Kodak и другие гиганты столкнулись с революционным изменением технологий, которые происходили сразу по многим направлениям, но самая главная угроза коснулась природы самого рынка — люди стали более digital. Потребителям удобно обмениваться информацией в виртуальном мире. Не изобретение цифровой фотографии погубило данную компанию, а невозможность измениться одновременно по нескольким направлениям.

Главное, что нужно усвоить: экономика, как бы парадоксально это не звучало — это не только деньги. Деньги получаются в результате взаимоотношения людей и формирования спроса. А если спроса нет — нет предложения.

СПРАВКА

Источник

Читайте также