"Дельта" и прекрасная тяжесть бытия: о победителе национального конкурса ОМКФ
В этом году на Одесском международном кинофестивале (ОМКФ) в Национальном конкурсе участвовали 5 полнометражных и 13 короткометражных фильмов. Ленты оценивали жюри Национальной конкурсной программы и жюри Международной федерации кинопрессы FIPRESCI, которые, в итоге, отметили семь отечественных картин.
"Золотой Дюк" за лучший украинский фильм и награду FIPRESCI лучшему украинскому полнометражному фильму получила "Дельта" Александра Течинского, по праву став главным отечественным триумфатором фестиваля. Для обоих жюри выбор этой зрелой, глубокой и цельной картины в качестве победителем оказался, пожалуй, наименее дискуссионным и сложным из всех.
Документальный фильм Александра Течинского выгодно выделялся на фоне крепких участников полнометражного Национального конкурса своей безупречной визуальной культурой и глубокой композиционной и тематической осмысленностью. Благодаря этим качествам, потенциально просто живописное (и не более того) наблюдение за жизнью обитателей Вилково Одесской области — так называемой "украинской Венеции" (пусть в этом определении 99% сарказма) — превратилось в глубокую экзистенциальную притчу о прекрасной тяжести бытия.
DELTA teaser | film by Oleksandr Techynskyi from Utopia Films on Vimeo.
Жизнь и смерть выпукло представлены уже в дебютном эпизоде ленты, снятой в дельте Дуная. Старик зажигает поминальные лампады на могилах родных на отдаленном кладбище, а когда гребет водной гладью назад, коротко перекрикивается со знакомым: "Жив?" — "Да!" — "Ура!" Этот глухой обмен репликами, задающий интонацию фильму, отчасти напоминает африканские реалии документальных лент французского классика Раймона Депардона, герои которого, влачащие скорбное существование в пустыне, здороваются, вопрошая "Как боль?" о делах друг друга.
Тяжелый физический труд (в первую очередь, по заготовке камыша) соседствует в "Дельте" с не менее тяжелым — пропитанным сивушными маслами — отдыхом, а также — поисками душевного тепла, нередко сложно достижимого в промозглых условиях обитаемой героями руины. Таким движением к близости, в частности, наполнен эпизод стрижки затупившейся машинкой, неожиданно лиричный и тепло, по-доброму смешной, когда во время процедуры клиент сокращает дистанцию с выдающимися формами парикмахерши, бросая на нее снизу вверх робкий взгляд.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гран-при Одесского кинофестиваля "Золотой Дюк" уехал в Минск
Взгляд Александра Течинского не робок, но всегда человечен и чуток на красоту, которая гнездится в подобных мимолетных проявлениях повседневных радостей, забот и тревог.
Стать максимально близко к запечатленным ситуациям помогает и решимость документалиста — вместе с героями он готов идти на риск, отправляясь в густой туман на лодке, которая заводится с большим трудом, и выходя за ними на хрустящий под ногами лед. В подобных обстоятельствах он сознательно ничем не выдает своего присутствия в кадре, фиксируя образы нетронутого, и этим еще более ценного, бытия.
Человеческое существование в дельте Дуная при этом сопоставляется с животным — в частности, судьбой лисы, попавшейся в капкан.
Режиссер мягко акцентирует внимание на капканах в одной из ранних сцен ленты, позволяя внимательным зрителям мысленно вернуться к ней и завязать причинно-следственные узлы (в этом смысле у него "стреляет" каждая деталь, "ружьем" появляющаяся в кадре).
Перспективы же человеческой жизни вообще с грубым стоицизмом озвучивает герой-отец, чтобы подбодрить сына, испугавшегося собаки — транслируя нехитрую, но максимально действенную философию выживания в неприветливом мире, основанную на осознании неумолимой смерти, которой никак не избежишь.
Все указанные темы, будто воды Дуная, определяющие существование героев, волнами накатывают на зрителя, проносясь экраном одна за другой, плавно продолжая и развивая вязь идей и образов картины.
Александр Течинский — также и оператор "Дельты" — демонстрирует мастерское умение выхватывать значимые детали повседневности и находить в них смысл. И в то же время — уже как режиссер — проявляет поразительную (особенно, для не всегда чувствующего меру украинского кино) художественную сдержанность, отсекая вместе с монтажером Мариной Майковской от богатого визуального материала все лишнее и выгодно преподнося глубокую документальную суть "Дельты" в художественно убедительной форме.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на lubyanka007.ru в Telegram