Беги, Жорик, беги: о фильме Тони Ноябревой "Герой моего времени"

22.09.2018 18:33

Беги, Жорик, беги: о фильме Тони Ноябревой "Герой моего времени"

Беги, Жорик, беги: о фильме Тони Ноябревой "Герой моего времени"Беги, Жорик, беги: о фильме Тони Ноябревой "Герой моего времени"Беги, Жорик, беги: о фильме Тони Ноябревой "Герой моего времени"Беги, Жорик, беги: о фильме Тони Ноябревой "Герой моего времени"Беги, Жорик, беги: о фильме Тони Ноябревой "Герой моего времени"Беги, Жорик, беги: о фильме Тони Ноябревой "Герой моего времени"Беги, Жорик, беги: о фильме Тони Ноябревой "Герой моего времени"Беги, Жорик, беги: о фильме Тони Ноябревой "Герой моего времени"Беги, Жорик, беги: о фильме Тони Ноябревой "Герой моего времени"Беги, Жорик, беги: о фильме Тони Ноябревой "Герой моего времени"

Одесская премьера

Мировая премьера полнометражного дебюта режиссера и автора сценария Тони Ноябревой состоялась этим июлем в Национальном конкурсе 9-го Одесского МКФ.

Появление ленты в Одессе было вполне оправданным: короткометражный дебют Тони Ноябревой "День независимости" в 2012 году получил тут Специальный диплом жюри Украинского национального конкурса, а "Герой моего времени" был представлен в индустриальной секции фестиваля, когда работа над фильмом еще продолжалась.

Не менее естественным, впрочем, было бы появление комедии, действие которой целиком и полностью происходит в столице, и на Киевском МКФ "Молодость", специализирующемся на дебютах. Тут, в 2012-м, "День независимости" Тони Ноябревой стал лучшим фильмом Национального конкурса, а в 2016 году еще одна ее короткометражная работа — "Все будет хорошо" — в том же конкурсе была "особо упомянута" жюри.

Одесские звуки Киева

О том, что ее — не только фестивальные — связи с Одессой и Киевом очень сильны, Тоня Нобярева говорила и перед мировой премьерой фильма.

Она отметила, что росла в Одессе и с половиной зрителей премьеры, так или иначе, связана родственными узами, шуточно попросив "зрителей-не-родственников" особенно активно поддерживать ее картину, чтобы поднять семейный рейтинг. А также поделилась, что в звуковом оформлении киевской комедии, были использованы одесские уличные шумы, записанные около Привоза.

Иронично рассказанная история провинциала Жорика (Евгений Бушмакин), который за пару стремительных месяцев пытается покорить столицу, поднявшись на "социальном лифте" в ситуации, когда даже обычный лифт в многоэтажном панельном доме не работает, пришлась по душе жюри — и они отметили Тоню Ноябреву призом за режиссуру.

Фильм одного актера

Вполне могли отметить в Национальном конкурсе Одесского МКФ "Героя моего времени" и за лучшую роль, ведь актер Евгений Бушмакин стал безусловным эмоциональным атомным ядром 80-минутной ленты.

Он уже снимался у Тони Ноябревой — играл главную роль в "Дне независимости". Тогда его персонаж выстраивал умопомрачительные планы качественного проведения досуга во время государственного праздника, которые разбивали вдребезги банальные выпивка и непрестанный перекур.

Оптимистичный Жорик из "Героя моего времени" ведет себя похожим образом. Он все так же проводит время за литровой бутылкой пива и беседой о светлом будущем, которое вот-вот должно наступить. Только вместо прожектов развлечений строит воздушные замки жизненных свершений, в достижимость которых, читая мотивационные брошюры с лозунгами "Вижу цель — не вижу препятствий", твердо верит, не смотря ни на что.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Взросление с Кустурицей и Тарантино: о драме "Когда падают деревья"

Непричесанная повседневность

Социальная же фактура "Героя моего времени", демонстрирующая диссонансы столицы, набитой маршрутками и Porsche, застрявшими в пробках на фоне блестящих небоскребов и грязных пластиковых киосков, была представлена в коротком метре Тони Ноябревой "Все будет хорошо" — истории говорливой бабушки, торгующей зеленью в переходах.

Таким бабушкам теперь тоже уделено внимание, особенно в сценах, показывающих будни ЖЭКа, где в очереди на прием к начальству стоят исключительно те, кому "только спросить", сопровождая изматывающее ожидание аккомпанементом щемящих жалоб, наполненных узнаваемыми деталями неуютной украинской повседневности.

Многоликий Киев оказывается самобытным персонажем фильма. Оператор-постановщик Тато Котетишвили документально точен и одновременно художественно избыточен в фиксации общественных мест, превращая виды столицы в самоценные антропологические зарисовки. Они оказываются своеобразными "лежачими полицейскими" на пути сюжета и одновременно акцентируют принципиальную особенность бытия Жорика — он существует в Киеве исключительно в публичном пространстве, лишенный своего — личного — места.

От новеллы к анекдоту

"Герой моего времени" успешно сохраняет интонацию и ритмику короткометражных работ Тони Ноябревой благодаря избранной структуре повествования. Фильм состоит из трех практически самостоятельных новелл, посвященных взаимоотношениям героя с ЖЭКом, современным искусством и "смутными объектами желания".

Комедийную искру в каждой из них высекают острые контрасты:

  • попытки Жорика принять участие в формировании гражданского общества в отдельно взятом доме сталкиваются с коррупцией и советской нелюдимостью соседей,
  • его контакты с современным искусством минирует отсутствие должной эстетической подготовки и надменное самодурство художественной и светской элиты,
  • а поиски любви тормозит осознание наличия сложно преодолимых социальных иерархий и того факта, что он сам может стать объектом хищного женского расчета.

Тоня Ноябрева отлично чувствует отечественную социальную реальность, с улыбкой оттеняя действие плакатом "Украина — это Европа". Но ради комедийного эффекта вполне способна установить "громкость" юмора на "максимум", превратив отдельную сцену в анекдот.

Украинский Форрест Гамп

Как следствие, точно выхваченные меты окружающей действительности соседствуют в "Герое моего времени" с резко карикатурными упрощениями, будто сошедшими с телеэкрана — знакомыми штампами скетчей плоских отечественных комедийных шоу. Они приобретают в художественном весе лишь благодаря таланту Евгения Бушмакина, который несет в образе героя искреннюю непосредственность и незамутненный энтузиазм.

Его Жорик, проверяющий на прочность социальные конструкции, стирая с них накипь популистских иллюзий, — не циник, но и не совсем простак. Он существует в универсальном ключе большой художественной традиции, одним из ярких кинематографических представителей которой является Форрест Гамп, и одновременно очень по-украински трактует ее.

Эта трактовка, дополняющая образ героя самоуверенными, столь жизненными, "плевками в колодец", представляет под иным углом и тему институционального краха "социальных лифтов", метафорично заложенную в сюжете комедии.

Проблема оказывается не только в "социальном лифте", но и в Жорике. Сложно подняться, когда бежишь (и тем более ходишь) на месте.

Источник

Читайте также